Cтефан Александрийский как _наследник_ Аммония

Main Article Content

В. В. Воробьев

Аннотация

В работе рассмотрен комментарий философа поздней неоплатонической школы Стефана Александрийского (вторая половина 6 в. – начало 7 в. н. э.) на 9 главу _Об истолковании_ Аристотеля. Стефан Александрийский предположительно был учеником Иоанна Филопона, одного из учеников Аммония Гермия (435/445–517-526 гг.), и особого внимания историков философии до сих пор не привлекал, хотя до нас дошли его сочинения по философии. Комментарий Стефана невелик по объему и по содержанию весьма близок к такому же комментарию Аммония.
Сделан и проанализирован перевод соответствующего фрагмента текста Стефана. Отмечено, что он принимает так называемую традиционную, или стандартную, интерпретацию проблемы «завтрашнего морского сражения». Её смысл, в самом общем виде, состоит в том, что существуют различия при определении истинности высказываний, имеющих временные характеристики. Высказывания о событиях прошлого и настоящего мы считаем истинными или ложными, а высказывания о случайных событиях будущего имеют иной истинностный статус. Стефан (вслед за Аммонием) для характеристики таких высказываний вводит термин «определенно (horismenos) истинно».
Переведен также текст, содержащий известный «парадокс жнеца». Этот парадокс упоминается многими античными авторами, но до нас он дошел только в изложении Аммония, Стефана и еще одного анонимного автора. В издании Диогена Лаэртского имеется примечание, в котором содержится перевод _жнеца_. Однако этот перевод, к сожалению, сокращенный, вследствие чего очень искаженный. Парадокс _Жнец_ в последнее время привлекает внимание современных авторов и требует дальнейшего исследования.DOI: 10.21146/2074-1472-2018-24-1-90-98

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Article Details

Как цитировать
Воробьев В. В. Cтефан Александрийский как _наследник_ Аммония // Логические исследования / Logical Investigations. 2018. Т. 24. № 1. C. 90-98.
Раздел
Статьи

Литература

Греческая философия. Т. 2. / Под ред. М. Канто-Спербер. М.: Греко-лат. каб. Ю.А. Шичалина, 2008. 490 с.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986.
Ammonius in Aristotelis De Interpretatione Commentarius. Commentaria in Aristotelem Graeca IV, 5 / Ed. by A. Busse. Berlin, 1897.
Ammonius On Aristotle’s On Interpretation 9 with Boethius On Aristotle’s On Interpretation 9 / Trans. by D. Blank, N. Kretzmann. London. Ithaca, 1998.
Ammonius and the Seabattle. Texts, Commentary and Essays / Ed. by G. Seel. W. de Gruyter. Berlin. N. Y., 2001. 312 p.
Aristotle Transformed. The Ancient Commentators and Their Influence / Ed. by R. Sorabji. N. Y., 1990.
A Brief History of the Paradox: Philosophy and the Labyrinths of the Mind. Oxford, 2003.
Byzantine Philosophy and its Ancient Sources / Ed. by K. Ierodiakonou. Oxford, 2002.
The Cambridge history of later Greek and early Medieval philiosophy. Cambridge, 1967.
Encyclopedia of philosophy / Ed. by P. Edwards. Vol. 1. N. Y., 1967.
Griffin M. Ammonius and the Alexandrian School. Ch. 20 // Brill’s Companion to the Reception of Aristotle in Antiquity / Ed. by A. Falcon. Brill, 2016. P. 1–19.
Marko Vladimir. Some Sketchy Notes on the Reaper Argument // Organon F: Medzin_arodn_y Casopis Pre Analytick_u Filozofiu. 2012. Vol. 19(3). P. 361–387.
Roueche M. A philosophical portrait of Stephanos the Philosopher // Aristotle. Re-interpreted. New Findings on Seven Hundred Years of the Ancient Commentators. Bloomsbury Publishing, 2016. P. 542–563.
Sorabji R. The Philosophy of the Commentators, 200–600 AD // Logic and metaphysics. Соrnell University Press, 2005.
The Stanford Encyclopedia of Philosophy / Ed. by Edward N. Zalta. URL: http://plato.stanford.edu/ (дата обращения: 08.04.2018).
Stephani in librum Aristotelis De Interpretatione commentarium // Commentaria in Aristotelem Graeca, vol. XVIII, pars III, Berolini, MDCCCLXXXV.