Пустые термины в логике У. Оккама: к чему отсылают химеры

Main Article Content

Анастасия Олеговна Копылова

Аннотация

Статья посвящена проблеме суппозиции терминов в предложениях о вымышленных объектах и их условиям истинности в учении Уильяма Оккама. У. Оккам является одной из главных фигур схоластического номинализма. Его онтологическая позиция достаточно радикальна и предполагает признание $\textit{реального}$ существования только двух типов сущностей – единичных субстанций и качеств. Элиминация универсалий из онтологической системы У.~Оккама привела к трансформации существовавших ранее семантических теорий, в частности теории суппозиции. В реконструкции, ставшей классической, суппозиция сближалась с референцией, однако в 2000-е годы К. Дьютил-Новаэш предлагается реконструкция, в рамках которой суппозиция понимается как теория пропозициональных значений. Этот подход предполагает понимание суппозиции как интенсиональной, а не экстенсиональной теории. Одним из ключевых аргументов в пользу данной интерпретации служит суппозиция в предложениях о вымышленных объектах. На наш взгляд, данный аргумент вызывает затруднения. Термин, отсылающий к вымышленным объектам, не может иметь персональную, но лишь простую или материальную суппозицию. Вымышленные объекты У. Оккам называет невозможными. Химера является невозможным объектом, потому что она понимается как то, что составлено из нескольких различных животных. Свойство быть смесью различных животных ведет к тому, что данная вещь должна включать в себя несколько субстанциальных форм, однако это исключено, поскольку то, что имеет больше чем одну субстанциальную форму, не может существовать в мире. Хотя объект является невозможным, термин, который к нему отсылает, может быть как субъектом, так и предикатом предложения. В учении У. Оккама утвердительные предложения о вымышленных объектах всегда будут ложными, так как в мире отсутствуют реально существующие химеры. Это, на наш взгляд, свидетельствует о том, что предложения о невозможных объектах скорее могут быть аргументом для экстенсионального, чем для интенсионального понимания суппозиции.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Article Details

Как цитировать
Копылова А. О. Пустые термины в логике У. Оккама: к чему отсылают химеры // Логические исследования / Logical Investigations. 2019. Т. 25. № 1. C. 52-69.
Раздел
Философия и логика

Литература

Аристотель, 1983 – Аристотель Об истолковании. Соч.: в 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1978. 687 с.
Лисанюк, 2001 – Лисанюк Е.Н. Теория суппозиции в средневековой логике // Verbum. Альманах Центра изучения средневековой культуры при философском факультете СПбГУ. СПб., 2001. No. 2. С. 14–36.
Оккам, 2010 – Оккам У. Избранное / Под ред. А.В. Апполонова. Изд. 2-е. М.: Книжный дом "Либроком", 2010. 272 с.
Перлер, 2016 – Перлер Д. Теории интенциональности в Средние века. Г.С. Вдовина, пер. с нем. М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2016. 472 с.
Ashworth, 2010 – Ashworth E.J. Terminist logic // The Cambridge History of Medieval Philosophy / Ed. by R. Pasnau. Cambridge University Press, 2010. P. 146–158.
Ashworth, 1977 – Ashworth E.J. Chimeras and Imaginary Objects: A Study in the Post-Medieval Theory of Signification // Vivarium. 1977. Vol. 15. No. 1. P. 57–77. Brown, 1996 – Brown D.J. The Puzzle of Names in Ockham’s Theory of Mental Language // The Review of Metaphysics. 1996. Vol. 50. No. 1. P. 79–99. Dewender, 2001 – Dewender T. Ockham and Burley on signification and imaginary objects // Philosophy and Theology in the Long Middle Ages. Brill, 2001. P. 437–450.
Dutilh Novaes, 2007 – Dutilh Novaes C. Formalizing Medieval Logical Theories: Suppositio, Consequentiae and Obligationes. Springer, 2007. 316 p.
Dutilh Novaes, 2011 – Dutilh Novaes C. Medieval Theories of Truth // Lagerlund H. Encyclopedia of Medieval Philosophy. Springer, 2011. Р. 1340–1347.
Ebessen 1981 – Ebessen S. Early supposition theory (12th-13th century) // Histoire ´Epist´emologie Langage, 1981. Vol. 3. No. 1. P. 35–48.
Leff, 1975 – Leff G. William of Ockham: The Metamorphosis of Scholastic Discourse. Manchester University Press, 1975. 666 p.
McCord Adams, 1976 – McCord Adams M. What Does Ockham Mean by ‘Supposition’? // Notre Dame Journal of Formal Logic, 1976. Vol. 17. No. 3. P. 375–391.
McCord Adams, 1977 – McCord Adams M. Ockham’s Nominalism and Unreal Entities // Philosophical Review, 1977. Vol. 86. No. 2. P. 144–176.
McCord Adams, 1987 – McCord Adams M. William Ockham. University of Notre Dame Press, 1987. 1402 p.
Nuchelman, 1973 – Nuchelman G. Theories of the Proposition. North Holland, 1973. 309 p.
Ockham, 1974a – Ockham W. Part I of the Summa Logicae tr. M. Loux, Ockham’s Theory of Terms, Notre Dame: University of Notre Dame Press, 1974. 235 p.
Ockham, 1974b – Ockham W. Summa Logicae / Ed. by P. Boehner, G. G´al and S. Brown. St. Bonaventure: Franciscan Institute, 1974.
Ockham, 1974c – Ockham W. Opera Philosophica / Ed. by Gedeon G´al et al. The Franciscan Institute, 1974-88. Vol. 1. 800 p.
Ockham, 1998 – Ockham W. Part II of the Summa Logicae.tr. Fredosso. Ockham’s Theory of Propositions. St. Augustine Press, 1998. 220 p.
Panaccio, 2004 – Panaccio C. Ockham on Concepts. Ashgate, 2004. 210 p. Schierbaum, 2014 – Schierbaum S. Ockham’s Assumption of Mental Speech. Brill, 2014. 276 p.
Spade, 1974 – Spade P.V. Ockham’s rule of supposition: Two conflicts in his theory // Vivarium. 1974. Vol. 12. No. 1. P. 63–73.
Spade, 1980 – Spade P.V. Synonymy and equivocation in Ockham’s mental language // Journal of the History of Philosophy. 1980. Vol. 18. No. 1. P. 9–22.
Pelletier, 2012 – Pelletier J. William Ockham on Metaphysics: The Science of Being and God. Brill, 2012. 352 p.
Weingartner, 2000 – Weingartner P. Basic Questions on Truth. Kluwer Academic Publishers, 2000. 230 p.