Феофил Коридаллевс о природе логики и её отличии от риторики

Main Article Content

Лидия Валентиновна Спиридонова
Андрей Викторович Курбанов

Аннотация

Феофил Коридаллевс (1574–1646), глава Патриаршей школы в Константинополе, был одним из ярких представителей одновременно как падуанской, так и греческой школы. Первое сочинение в своём логическом компендиуме Коридаллевс целиком посвящает исследованию природы логики. В первую очередь, он доказывает, что логика не может являться эпистеме (ἐπιστήμη / scientia), а только техне (τέχνη / ars). Для этого он делает подробный обзор значения данных понятий у Аристотеля, чем показывает различие в их понимании современными и латинскими авторами. Коридаллевс не признаёт выделения практической (utens) и теоретической (docens) логики, что позволяло схоластам относить последнюю к scientia. Коридаллевс также не соглашается с положением стоиков, согласно которому логика является частью философии, он считает её инструментом философии. Подробным образом он останавливается на предмете (ὑποκείμενον) логики, а точнее — её материи (поскольку логика является техне, то она имеет материю), а также её целях, т.е. родительном и дательном телосе (τέλος), которые выделял Аристотель на основании грамматических особенностей греческого языка. Таким образом, Коридаллевс пришёл к выводу, что логика  — это инструментальная техне философии, чью материю составляют понятия (νοήματα), выраженные словами (φωναί), означающими вещи; она даёт нам правила, с помощью которых из значащих слов составляются логические инструменты — это и есть её родительный телос, в свою очередь этими инструментами пользуется философия, что позволяет реализовать дательный телос — различение истины от лжи. Риторика, чью материю также составляют слова, отличается образом действия, узостью предмета и иной целью, которой является убеждение аудитории. Отсюда риторика, выходящая из «Топики», является инструментом практической философии, целью которой является благо, тогда как логика — это инструмент теоретической философии, целью которой является познание истины.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Article Details

Как цитировать
Спиридонова Л. В., Курбанов А. В. Феофил Коридаллевс о природе логики и её отличии от риторики // Логические исследования / Logical Investigations. 2023. Т. 29. № 1. C. 43-69.
Раздел
История логики

Данные о финансировании

Литература

Секундант, 2005 – Секундант С. Трактат Джакомо Забареллы ``De natura logicae'' // Sententiae. 2005. Т. 12. № 1. С. 245–276.
Спиридонова\,\&\,Курбанов, 2021 – Спиридонова Л.В., Курбанов А.В. Неизданные логические сочинения Герасима Влаха // Философский журнал. 2021. Т. 14. № 4. С. 144–156.
Спиридонова\,\&\,Курбанов, 2022 L2022 Спиридонова Л.В., Курбанов А.В. Источники Логики Софрония Лихуда // Логические исследования / Logical Investigations. 2022. Т. 28. № 1. С. 76–97.
Agiotis, 2019Agiotis2019 – Greek Aristotelianism in the seventeenth century: uncovering Cesare Cremonini in the works of Theophilos Korydalleus // Byzantine and Modern Greek Studies. 2019. Vol. 43. No. 1. P. 105–116.
Alexander AP – Alexandri in Aristotelis analyticorum priorum librum i commentarium / Ed. M. Wallies \,Commentaria in Aristotelem Graeca, 2.1. Berlin: Reimer, 1883.
Ammonius APAmmoniusAP Ammonii in Aristotelis analyticorum priorum librum i commentarium / Ed. M. Wallies \,Commentaria in Aristotelem Graeca, 4.6. Berlin: Reimer, 1899.
Ammonius Cat. – Ammonius. In Aristotelis Categorias Commentarius / Ed. A. Busse [=Commentaria in Aristotelem Graeca 4.4.] Berlin: Reimer, 1895.
Analytica posteriora – Aristotelis analytica priora et posteriora / Ed. W.D. Ross. Oxford: Clarendon Press, 1964.
Balduino, 1569 – Balduino G. Variis generis in logica quaesita. Padova, 1569.
Bergonzi, 1994 – Bergonzi E. Cremonini scrittore gli anni padovani e le opere della maturità // Aevum. 1994. Vol. 68. No. 3. P. 607–633.
Boethius – In Isagogen Porphyrii commenta / Ed. S. Brandt [=Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum, 48.] Vienna: Tempsky, 1906.
Burnyeat, 2011 – Burnyeat M. Episteme // Episteme, etc.: Essays in Honour of Jonathan Barnes / Eds. B. Morison \& K. Ierodiakonou. Oxford: Oxford University Press, 2011. P. 3–29.
Burnyeat, 2012 – Burnyeat M. Aristotle on understanding knowledge // Burnyeat M. Explorations in Ancient and Modern Philosophy. Cambridge: Cambridge University Press, 2012. P. 115–144.
Corydaleus, 1729 – Θεόφιλου τοῦ Κορυδαλέως. Εἰς Ἅπασαν τήν Λογικήν τοῦ Ἀριστοτέλους ὑπομνήματα καί ζητήματα. Βενετία: παρὰ Νικολάῳ Γλυκεῖ τῷ ἐξ Ἰωαννίνων, 1729.
Corydaleus, 1797 – Θεόφιλου τοῦ Κορυδαλέως. Ἐπιστολὴ δογματικὴ πρὸς Σωφρόνιον Ποκζάσκι Ῥέκτορα τῆς ἐν Κιαιβίῳ Σχολῆς // Ἀδάμ Ζοιρνικαβίου Воρоύσσоυ. Περὶ ἐκπορεύσεως τοῦ Ἁγίου Πνεύματος ἐκ μόνου τοῦ Πατρός; Μάρκου Ἐφέσσιου τοῦ Εὐγενικοῦ; Θεόφιλου τοῦ Κορυδαλέως / ὑπὸ Εὐγ. Βουλγάρεως. Πετρούπολις: Ἐν τῶ τυπογραφείῳ τῆς ἐν Πετρουπόλει Αὐτοκρατορικῆς Ἀκαδημίας τῶν Ἐπιστημῶν, 1797. T. II. Σ. 742–752.
Corydaleus, 1970 – Théophile Corydalée. Introduction à la logique / Texte grec établi par A. Papadopoulos; précédé par une étude de C. Tsourkas; trad. et prés. par C. Noica. Bucarest: Association internationale d'études du sud-est européen; Comité national roumain, 1970.
Cremonini, 1663 – Caesaris Cremonini Centensis olim in Gymnasio Patauino philosophi primae sedis Dialectica, addita in fine operis singularum lectionum paraphrasi a Troylo de Lancettis, auditore eiusdem. Venetiis: apud Guerilios, 1663.
De interpretatione – Aristotelis categoriae et liber de interpretatione / Ed. L. Minio-Paluello. Oxford: Clarendon Press, 1949.
Elias AP – Westerink L.G. Elias on the prior analytics // Mnemosyne. 1961. Vol. 14. No. 2. P. 134–139.
Enneades – Plotini Opera / Eds. P. Henry, H.-R. Schwyzer. 3 vols. [=Museum Lessianum. Series philosophica, 33–35.] Leiden: Brill, 1:1951; 2:1959; 3:1973.
Ethica Nicomachea – Aristotelis Ethica Nicomachea / Ed. P.I. Bywater. Oxford: Clarendon Press, 1894.
Geanakoplos, 1985 – Geanakoplos D.J. The career of the little-known Renaissance Greek scholar Nicholas Leonicus Tomaeus and the ascendancy of Greco-Byzantine Aristotelianism at Padua University (1497) // Byzantina. 1985. Vol. 13. \mboxP. 357–372.
Hadot, 1990 – Hadot P. La logique, partie ou instrument de la philosophie? // Simplicius Commentaire sur les Catégories. Leiden: Brill, 1990. P. 183–188.
Henderson, 1970 – Henderson G.P. The Revival of Greek Thought, 1620–1830. Albany: State University of New York Press, 1970.
Hoffmann, 1987 – Hoffmann Ph. Catégories et langage selon Simplicius: la question du \textquoteleft skopos\textquoteright du traité aristotélicien des Catégories // Simplicius: Sa vie, son œuvre, sa survie / Ed. I. Hadot. Berlin: De Gruyter, 1987. P. 61–90.
Ierodiakonou, 1993 – Ierodiakonou K. The Stoic Division of Philosophy // Phronesis. 1993. Vol. 38. P. 57–74.
Iorga, 1928 – Iorga N. Istoria $\hat\imath$nvăţământului românesc. Bucarest, 1928.
Johansen, 2022 – Productive Knowledge in Ancient Philosophy: The Concept of Techne / Ed. T.K. Johansen. Cambridge: Cambridge University Press, 2022.
Johnson, 2005 – Johnson M.R. Aristotle on Teleology [=Oxford Aristotle Studies.] Oxford: Oxford University Press, 2005.
Kuhn, 1996 – Kuhn H.C. Venetischer Aristotelismus im Ende der aristotelischen Welt: Aspekte der Welt und des Denkens des Cesare Cremonini (1560–1631). Frankfurt am Main, 1996.
Lesher, 2001 – Lesher J.H. On Aristotelian Ἐπιστήμη as `Understanding' // Ancient Philosophy. 2001. Vol. 21. No. 1. P. 45–55.
Lohr, 1975 – Lohr C.H. Renaissance Latin Aristotle Commentaries: Authors C. // Renaissance Quarterly. 1975. Vol. 28. No. 4. P. 689–741.
Metaphysica – Aristotle's metaphysics / Ed. W.D. Ross. Oxford: Clarendon Press, 1924.
Morelli, 1821 – Morelli J. Intorno ad un orazione greca inedita del Cardinale Pietro Bembo alla Signoria di Venezia // Memorie del Regale Istituto del Regno Lombardo‑Veneto. Т. II. Milan, 1821. P. 251–262.
Morison, 2019 – Morison B. Theoretical Nous in the Posterior Analytics // Manuscrito. 2019. Vol. 42. No. 4. P. 1–43.
Papadopoulos, 1952 – Papadopoulos T. Studies and Documents Relating to the History of the Greek Church and People Under Turkish Domination. Brussels, 1952.
Philoponus AP – Ioannis Philoponi in Aristotelis analytica priora commentaria / Ed. M. Wallies \,Commentaria in Aristotelem Graeca, 13.2. Berlin: Reimer, 1905.
Philoponus Met. – Ioannis Philoponi in Aristotelis meteorologicorum librum primum commentarium / Ed. M. Hayduck [=Commentaria in Aristotelem Graeca, 14.1.] Berlin: Reimer, 1901.
Piccolomini, 1551 – Piccolomini A. L'instrumento de la filosofia. Roma, 1551.
Podskalsky, 1988 – Podskalsky G. Griechische Theologie in der Zeit der Türkenherrschaft 1453–1821. Die Orthodoxie im Spannungsfeld der nachreformatorischen Konfessionen des Westens. Munich, 1988.
Poppi, 1970 – Poppi A. Introduzione all'aristotelismo padovano. Padova: Editrice Anteriore, 1970.
Porphyrius Cat. – Porphyrii Isagoge et In Aristotelis Categorias Commentarium / Ed. A. Busse [=Commentaria in Aristotelem Graeca 4.1.] Berlin: Reimer, 1887.
Randall, 1961 – Randall J.N. The School of Padua and the emergence of modern science. Padova: Editrice Antenore, 1961.
Rhetorica – Ars rhetorica / Ed. W.D. Ross. Oxford: Clarendon Press, 1959.
Riondato\,\&\,Porri, 2000 – Cesare Cremonini: Aspetti del pensiero e scritti / Eds. E. Riondato, A. Poppi. Padua, 2000.
Seneca – Seneca. Epistles. Vol. II: Epistles 66–92 [=Loeb Classical Library, 76.] Cambridge, MA: Harvard University Press, 1920.
Simplicius Cat. SimpliciusCat. Simplicii in Aristotelis categorias commentarium / Ed. K. Kalbfleisch \,Commentaria in Aristotelem Graeca 8. Berlin: Reimer, 1907.
Simplicius Physica SimpliciusCat. Simplicii in Aristotelis physicorum libros octo commentaria / Ed. H. Diels, 2 vols. [=Commentaria in Aristotelem Graeca 9 \& 10.] Berlin: Reimer, 9:1882; 10:1895.
Solmsen, 1929 SimpliciusCat. Solmsen F. Die Entwicklung der aristotelischen Logik und Rhetorik, Berlin: Weidmann, 1929.
Topica SimpliciusCat. Topica et Sophistici Elenchi / Ed. W.D. Ross. Oxford: Clarendon Press, 1958.
Tsiotras, 2000 SimpliciusCat. Tsiotras V.I. The manuscripts of Theophilos Korydalleus' commentaries on Aristotle's Logic // Cesare Cremonini: Aspetti del pensiero e scritti (Atti del Convegno di Studio-Padova, 26–27 Febbraio 1999). Padua, 2000. P. 219–248.
Tsourkas, 1948 SimpliciusCat. Tsourkas Cl. Les débuts de l'enseignement philosophique et de la libre pensée dans les Balkans: La vie et l'oeuvre de Théophile Corydalée (1550–1646). Bucarest, 1948.
Tоmitаno, 1558 SimpliciusCat. Lectiones Ordinariae Excellentissimi Physici ac medici Domini Bernardini Tomitani super primo libro Posteriorum Aristotelis. Patavii, 1558.
Zabarella, 1586 SimpliciusCat. Zabarella G. De natura logica // Iacobi Zabarellae Patauini Opera logica. Venetiis: apud Paulum Meietum bibliopol. Patauinum, 1586.
Δημητρακόπουλος, 2011 – Δημητρακόπουλος Ι.Α. Рецензия на: Ευγενίου Βουλγάρεως: Λογική. Προλεγόμενα – επιμέλεια – ευρετήρια: Κ.Θ. Πέτσιος (Ιωάννινα: Πανεπιστήμιο Ιωαννίνων 2010) // Κριτικά. 2011. Αρ. 7. Σ. 1–8.
Μαραζόπουλος, 2008 – Μαραζόπουλος Π.Χ. Θεόφιλος Κορυδαλέας: Ὁ πρωτοφιλό\-σοφος τοῦ Ἑλληνικοῦ Νεοαριστοτελισμοῦ. Αθήνα, 2008.
Σουγδουρῆς, 1792 – Σουγδουρῆς Γ. Εἰσαγωγὴ Λογική: ἤτοι προδιοίκησις εἰς ἅπασαν τὴν λογικὴν μέθοδον τοῦ Ἀριστοτέλους / Συντεθεῖσα μὲν παρά τοῦ Γεωργίου Σουγδουρῆ τοῦ ἐξ Ἰωαννίνων. Βιέννη: Ἰωσὴφ Βαουμάιστερ, 1792.
Τατάκης, 1973 – Τατάκης Β. Γεράσιμος Βλάχος ο Κρής (1605/7–1685), φιλόσοφος, θεολόγος, φιλόλογος. Βενετία, 1973.